Паровоз
Паровозоремонтные мастерские В августе 1911 года с открытием рабочего движения на железнодорожной линии Москва – Муром предприниматели Карл и Николай фон Мекк, которые вели ее прокладку, начали перенос в Муром больших паровозоремонтных мастерских. Они в то время находились в Москве у Казанского вокзала. В итоге был возведен уникальный по цельности и архитектурному решению в стиле модерн производственный и жилой городок железнодорожников. Эти сооружения служат и по сей день, а их облик поддерживается в идеальном состоянии. Война задержала работы: мастерские открылись лишь в 1916 году. За первый год – 1917-й – здесь отремонтировали 128 паровозов.

Среди рабочих нашли отклик идеи, с которыми шла новая власть. В 1920 году слесарь-большевик Василий Емельянов организовал в сборочном цехе первую в стране ударную бригаду, о чем сообщила «Правда», – это движение получило затем распространение в разных отраслях хозяйства. А весной того же года в мастерских прошел один из первых на железных дорогах субботник: был безвозмездно отремонтирован локомотив «Фита», получивший название «Паровоз имени Великого праздника Первое Мая».

В 1926 году мастерские были преобразованы в завод им. Ф.Э. Дзержинского, первым директором которого стал комиссар мастерских И.И. Пурышев. Именно при нём началось внедрение новых методов организации труда, примененных затем на других заводах по муромскому варианту. Среди людей, прославивших завод, - герой-летчик Николай Гастелло, который работал там слесарем в 1924-1932 годах.

В 1929 году вышел в свет первый номер газеты «Голос дзержинца», старейшего в городе печатного издания, ставшего своеобразной летописью предприятия.

В годы первых пятилеток завод превратился в настоящую лабораторию по освоению и внедрению новой техники. Впервые в Советском Союзе здесь была применена электросварка на паровых котлах, производился поузловой ремонт паровозов.

Паровоз бронепоезда Илья Муромец

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал бронекорпуса, башни, детали ходовой части для танков и самоходных установок СУ-76М. Предприятие изготавливало также корпуса гранат, снарядов, мин. Вместе с железнодорожниками Муромского депо заводчане построили в феврале 1942 года бронепоезд «Илья Муромец», который в составе 31 отдельного дивизиона бронепоездов прошел путь от Волги до Франкфурта-на-Одере.

За трудовой героизм, проявленный в годы войны, 130 работников завода были награждены орденами и медалями. С ЗиДом тесно связаны судьбы четырех Героев Советского Союза: А.В. Кукина, Н.Ф. Гастелло, В.И. Филатова, С.В. Шилова. Признанием больших заслуг предприятия стало его награждение в 1945 году орденом Трудового Красного Знамени. На вечное хранение коллективу было передано Знамя Государственного комитета обороны.

Так выглядел наш завод в 1945 году. Мало что изменилось с момента окончания строительства в 1916 году. Позже были построены: столовая – 1927 год, здание инструментального цеха (передняя его часть) – 1931 год, здание бывшего душа (ныне множительный центр) – 1932 год и некоторые другие.

Схема завода 1945г.

Паровозостроительным завод становится в 1946 году. Именно тогда завод строит первый паровоз 9П системы 0-3-0 широкой колеи мощностью 300 л.с. для маневровой и вывозной работы. Преимущественно он был рассчитан на подъездные пути предприятий. До 1957 года, когда их выпуск прекратился, завод изготовил 2736 таких паровозов. Были построены 34 промышленных электровоза для рудников ЭК-10, ЭК-12 и ЭК-13 колеи 1524 и 1676 мм.

В 1955 году, когда было принято правительственное решение о переводе железных дорог на другие виды тяги, завод начал проектирование тепловозов ТГМ с тем же назначением, что и у паровоза 9П, – для маневровой работы с составами малого веса на подъездных путях. Большой вклад в их создание внес тогдашний главный конструктор завода Вячеслав Филатов (1918-1973). Именем этого человека, вдобавок имевшего звание Героя Советского Союза за подвиг во время форсирования Днепра, названа улица, на которой стоит завод.

Первый тепловоз ТГМ-1 был сделан в конце 1956 года. Его мощность составила 400 л.с., на нем впервые в отечественном локомотивостроении применили гидромеханическую передачу. Модель оказалась столь удачной, что не сходила с конвейера до 1972 года. Всего их было изготовлено 3369. Локомотивов ТГМ-23, имевших 500 л.с., за время выпуска (1962-1977 г.г.), завод изготовил 2269 штук. Созданы были и его модификации - ТГМ-23Б (400 л.с.), усовершенствованный ТГМ-23В, который выпускали в 1977-1986 годах, ТГМ-23Г. Ими были оснащены подъездные пути строительства КАМАЗа, Красноярской ГЭС, Нижнекамской ТЭЦ, многие крупные промышленные предприятия. Муромские тепловозы экспортировались в 17 стран, среди которых и Болгария, Польша, Германия, Куба, Египет.

Тепловоз ТГМ-23Д

Современный базовый маневровый локомотив ТГМ-23Д для колеи 1435 и 1520 мм имеет мощность 400 л.с. Начиная с 1940-х годов завод сохраняет производство различных видов самоходной техники для оборонных нужд. В 1990-х годах в условиях сокращения заказа завод сумел вписаться в рынок. Он создает самоходную технику для ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и контактной сети. В 1992 году его первую автомотрису АГД-1А передали на испытания в Муромскую дистанцию пути.

Общее количество построенных на этом заводе локомотивов и специальных самоходных машин превысило 20 тысяч.

В 1992 году одним из первых предприятие сменило форму собственности, став акционерным обществом.

В 1995 году на ОАО «Муромтепловоз» была создана телестудия «Факт», транслирующие свои программы на город и близлежащие районы.

Продукция предприятия пользуется хорошей репутацией, а поэтому есть и заказчики и покупатели.

Предприятие активно растет и развивается.